В электронной торговле фулфилмент обычно понимается как комплекс операций, включающий прием товара, его хранение, упаковку и доставку на склады маркетплейсов. Продавец на маркетплейсе может выполнять эти задачи и сам, придерживаясь системы FBS (Fulfillment by seller). При таком подходе продавец хранит товары на собственном складе, упаковывает их сам и передает партии маркетплейсу для доставки клиенту. При системе FBO (Fulfillment by Operator) продавец доставляет товар на склад оператора, а далее фулфилмент для маркетплейсов москва пакует посылки и отправляет их на склады маркетплейсов. В этом случае большая часть рутины ложится на плечи фулфилмента. Есть и вариант DBS (Delivery by seller), когда продавец делает все до последнего шага - от сборки заказов до доставки клиенту. В случае работы с маркетплейсами, реализация товара собственными силами означает, что селлер полностью контролирует процесс упаковки и хранения товара до поставки на склад маркетплейса, в то время как делегирование задач фулфилменту означает, что все эти задачи передаются на аутсорс.
Собственные силы. Плюсы и недостатки
Использование собственных ресурсов может действительно быть более экономичным при небольших объемах товара и оборотах. FBS обходится селлеру значительно дешевле, чем привлечение фулфилмента, на ранних этапах деятельности. В реальности организация всего процесса сбора и логистики товара требует иных вложений: аренды склада, найма и обучения персонала, закупки упаковки и организации поставок. Так, самостоятельная упаковка и логистика может "влететь в копеечку", особенно на старте с низким оборотом. Продавец должен постоянно следить за верным исполнением каждого этапа - иначе маркетплейс вправе применить штрафы за нарушение требований.
Фулфилмент. Плюсы и недостатки
Пользуясь услугами фулфилмента, продавец делегирует большую часть работы с товаром. Основной плюс - экономия сил и времени. При фулфилменте продавец платит оператору только за реальные услуги (хранение, упаковка, доставка), что позволяет сократить затраты на логистику. К тому же фулфилмент часто получает от транспортных компаний более выгодные тарифы.
По мнению аналитиков, услуги фулфилмента помогают экономить на аренде и зарплате, крупным продавцам - масштабировать бизнес без расширения собственной инфраструктуры. При этом важно учитывать и стоимость услуг. По запросу "фулфилмент москва цены" часто встречаются прайс листы операторов. Так, прием товара на склад в среднем стоит около 5 рублей за единиц, а полная обработка заказа - несколько десятков рублей.
Таким образом, при выборе схемы необходимо учесть масштабы и характер бизнеса. Взвесьте текущие расходы: что обходится дороже - собственный склад или тарифы фулфилмента. При выборе фулфилмента желательно сравнить предложения разных операторов.